Экологическая безопасность
Экологическая безопасность — ключевой принцип реализации проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный»
Проектом предусмотрены организационно-технические мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций в период строительства и эксплуатации объектов:
- месторасположение трассы ж.д. принято из условий минимизации пожароопасности, обхода, по возможности, водных преград и других объектов повышенной опасности;
- предусмотрены мероприятия по предупреждению и исключению аварийных ситуаций на складах ГСМ, инженерных сетях (устройство обваловок, гидроизоляционных покрытий, установка дополнительных задвижек, системы по контролю за техническими показателями оборудования с повышенной степенью опасности), станциях, разъездах и других объектах;
- разработан и включен в состав проекта комплексный план мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий при строительстве непосредственно железнодорожной магистрали;
- для строителей, обслуживающего персонала ж.д. и аварийно-спасательных служб составлены должностные инструкции и правила ведения работ по предупреждению и ликвидации аварий, их последствий по трассе дороги;
- разработан порядок оповещения об аварии на объектах и организации ликвидационных работ;
- определены состав, количество штатных средств и оборудования для ликвидации аварийных ситуаций на суше и водных объектах, разработаны рекомендации по проведению предупредительных и ликвидационных работ по всей трассе дороги и на объектах «точечного» типа (станциях, разъездах, временных поселках).
Кроме того, запланированы мероприятия по экологическому мониторингу окружающей среды в период строительства ж/д линий. Указанные мероприятия будут включены в договор генподряда на строительство.
При согласовании вахтовых посёлков и городков строителей будет исключена возможность бытового и промышленного загрязнения, предусмотрен полный вывоз и утилизация отходов в соответствии с классом опасности. Планируется заключение договоров с специализированными предприятиями по утилизации отходов. После окончания строительных работ будет проведена полная рекультивация земли занятой под временные дороги, площадки, вахтовые посёлки строителей.
Особое внимание уделено вопросам сохранения животного мира, ареал обитания которого расположен на территории Приуральского района. Так, учитывая, что железная дорога проходит по территории миграций северного оленя, Корпорация предусматривает строительство 11 специальных переходов для перегона оленей.
Подготовлен и будет реализован комплекс по охране рыбных запасов, включая редкие породы сиговых. Он предусматривает следующее:
- строгое соблюдение Положения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водоемов, Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства, Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами;
- строительные площадки будут отсыпаться выше уровня подтопления, отсыпка будет осуществляться до начала паводка — в летнюю или зимнюю межень;
- проектируемая трасса не будет нарушать естественного стока вод с территории и приводить к заболачиванию местности;
- монтируемая дренажная система в теле дороги будет снабжена системой задвижек, которые будут перекрываться в случае непредвиденных ситуаций;
- строительство в руслах неперемерзающих рек будет проводиться в летнюю (июль-август) или зимнюю межень (октябрь-ноябрь). Причем наименьшее воздействие на ихтиофауну будет оказываться в летний период;
- нарушенные участки прибрежья будут восстановлены и укреплены посевом трав и другой растительности;
- при проведении работ будет использоваться только то оборудование, которое находится в безупречном техническом состоянии;
- складирование веществ, наносящих вред водным ресурсам, будет осуществляться за пределами водоохранных зон водоемов, таким образом, чтобы эти вещества не смогли попасть в грунтовые и поверхностные воды;
Вся техника будет заправляться за пределами пойм и водоохранных зон водоемов на специально оборудованных площадках из заправочных резервуаров или цистерн.