Прогнозируемый эффект

Создание нового транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор и освоение новой ресурсной базы позволит решить целый комплекс актуальных для развития экономики УрФО вопросов. Основными из которых являются.

Полярный и Приполярный Урал может стать альтернативным источником сырья для экономики федерального округа.

При этом будет достигнут существенный эффект от сокращения расстояния перевозок минерального сырья, который равен произведению объемов перевозимого груза на разницу в железнодорожных тарифах при современном расстоянии транспортировки и по новой дороге (см. таблицу).
Эффект от сокращения расстояния перевозок минерального сырья

Вид сырья, регион Расстояние перевозок, км Расчет эффекта
Совре-
менное состояние
Новая Ж.Д. Сокра-
щение рассто-
яния
Разница в тарифе, руб./т Объем перево-
зок, млн. т/год
Сумма эффекта, млн. руб.
Железорудное сырье 2200-3300 1100-1600 1100-1700 100-200 8,8 1320
Хромовая руда 2850 1600 1250 135 2,1 280
Марганец 2700-3100 1100-2000 1600-1100 200 1,4 280
Бурый уголь 1200-1900 440-1000 800-1500 100 19 1900

В целом эффект от сокращения расстояний перевозок оценивается в 3,5-4 млрд. руб. в год. Косвенный эффект (эффект связанный с тем, что дорога даст импульс для развития различных сфер экономики и социальной инфраструктуры ЯНАО, ХМАО, севера Свердловской области) согласно исследованиям, может значительно (в разы) превышать прямой.

В результате разработки конкретных видов ресурсов будет достигнут следующий эффект.

Разработка месторождений Полярного и Приполярного Урала позволит полностью заместить поставки по импорту всего объема хромовых руд, поставляемых в Россию (попутно на хромитовых рудниках будут добываться дуниты — ценное огнеупорное сырье), в значительной степени марганцем, железом, фосфоритами.
Импортозамещение за счет разработки месторождений Полярного и Приполярного Урала
scheme25

Создание ресурсной базы по хромитам и марганцу, в настоящее время практически не разрабатываемых в России позволит в перспективе за счет более низких (на 15-20%), по сравнению с мировыми, цен достичь эффекта от импортозамещения в объеме 1,8 млрд. руб. в год в текущих ценах.

Обеспечение заказами предприятий машиностроения и металлообработки Уральского федерального округа и Российской Федерации в целом, включая предприятия тяжелого машиностроения для горнорудной промышленности, а также транспортного машиностроения.

Для Южного и Среднего Урала реализация проекта будет способствовать более полной загрузке предприятий металлургии и машиностроения. Это — рельсы, трубы, металлические конструкции, электрические провода, шагающие и карьерные экскаваторы, тепловозы.

Строительство железнодорожной линии вдоль восточного склона Уральских гор потребует порядка 400 тыс. т рельсов и рельсовых скреплений (почти четверть годового производства рельсов в России), 750 тыс. т металла, металлоконструкций, стальных труб. Указанные объемы производства способны обеспечить заказами такое крупное предприятие как «Нижнетагильский металлургический комбинат» заказами более чем на полугодие.

Строительство на Полярном и Приполярном Урале горнодобывающих производств потребует увеличения поставок вышеназванной продукции по меньшей мере вдвое.

Строительство горнодобывающих предприятий потребует также значительное количество машиностроительной продукции: экскаваторы различных марок — 140-150 ед., локомотивы — порядка 130 ед., автосамосвалы большой грузоподъемности — 110-120 ед., буровые станки — 90-100 ед., а также тысячи железнодорожных вагонов, спецавтомобили, станки, спецоборудование.

Результатом станет возобновление опережающего роста базовых отраслей экономики в старопромышленных регионах Уральского федерального округа. Ускорение роста только металлургического производства на 1% позволит дополнительно выпускать в год продукции на сумму более 6,5 млрд. руб. в текущих ценах.

Комплексное развитие районов Крайнего Севера ХМАО, ЯНАО, Свердловской области за счет диверсификации их экономики на основе расширения спектра вовлекаемых в хозяйственный оборот запасов твердых полезных ископаемых, создание производств по первичной переработке сырья, наращивание объемов добычи нефти и газа, опережающего развития энергетики, в том числе, с использованием запасов низконапорного газа, что обеспечит более устойчивое развитие этих регионов, позволит отойти от жесткой зависимости от коньюктуры мировых рынков энергоносителей.

Изменится качество и надежность энергоснабжения территорий Приполярного и Полярного Урала, которое сегодня ввиду значительной их удаленности от энергетических источников и электрических сетей централизованного электроснабжения Тюменской энергосистемы, осуществляется децентрализовано от местных котельных и автономных электростанций, использующих в качестве топлива дальнепривозной уголь, дизельное топливо и природный газ.

В связи с новым хозяйственным освоением прогнозируемая потребность в электрической мощности к 2020 году составляет 570 МВт.

ОАО «Межрегиональная распределительная компания Урала и Волги» в партнерстве с институтом «Уралэнергосетьпроект» и ОАО «Инженерный центр энергетики Урала» разработало «Технико-экономическоеобоснование развития электроэнергетической инфраструктуры на Приполярном и Полярном Урале», в котором осуществлен прогноз потребления и планы развития на ближайшую перспективу.

Предварительная оценка стоимости строительства электростанций и электрических сетей для электроснабжения потребителей Приполярного и Полярного Урала составляет 40 млрд. руб.

В перспективе 2015-2020 гг. энергетической базой освоения природно-ресурсного потенциала территории Приполярного и Полярного Урала станет строительство в регионе новых электростанций на базе Северо-Сосьвинских бурых углей (Люльинского, Тольинского и Оторьинского месторождений), залегающих в Березовском районе ХМАО. Эти электростанции смогут обеспечить надежное электроснабжение всех существующих и новых потребителей Приполярного и Полярного Урала.

По предварительным соображениям первоочередная электростанция может быть размещена в районе наиболее изученного Люльинского месторождения, хотя по запасам угля предпочтительнее Тольинское или Оторьинское месторождения. Установленная электрическая мощность электростанции рекомендуется 600 МВт, что соответствует суммарным электрическим нагрузкам Приполярного и Полярного Урала на этапе 2020 года. Единичная электрическая мощность блока должна составлять порядка 150 МВт, строительство электростанции может осуществляться очередями в сроки, увязанные с приростом электрических нагрузок и развитием угледобычи.

Ориентировочная стоимость строительства электростанции 600 МВт в районе добычи угля Северо-Сосьвинскихместорождений оценивается от 32 до 43 млрд. руб. в текущих ценах в зависимости от типа основного оборудования (традиционная паросиловая технология или технология с газификацией угля). Себестоимость производства электроэнергии на такой электростанции может составить от 1,6 до 1,9 руб./кВт. ч, в том числе топливная составляющая от 0,75 до 0,95 руб./кВт. ч при стоимости топлива в размере 2550 руб. за тонну условного топлива или 1430 руб. за тонну натурального топлива при себестоимости добычи топлива величиной 1215 руб./т по прогнозу ОАО «Уралгипрошахт».

Т. к. среднегодовой тариф на электроэнергию в Березовском районе в 2005 г. составил 10,93 руб./кВт. ч, а на 2006 г оценивается величиной более 12 руб./кВт. ч, то строительство электростанции на месторождении углей и передача электроэнергии потребителям Приполярного и Полярного Урала может дать значительный эффект.

Годовой отпуск электроэнергии потребителям от ТЭС-600 МВт оценивается величиной около 3,5 млрд. кВт. ч.

При освоении минеральных ресурсов твердых полезных ископаемых Приполярного и Полярного Урала ежегодные поступления налогов и платежей в бюджетную систему увеличатся на 11,0 млрд. руб., в т. ч. в бюджеты субъектов федерации — 5,3 млрд. руб.

За счет мультипликативного эффекта связанного с развитием сопряженных отраслей (металлургия, машиностроение и т. д.) налоговая отдача возрастет в разы.

В результате реализации проекта будут созданы более 50 новых предприятий, 66 тыс. дополнительных рабочих мест в горнорудной промышленности и на транспорте, 3 тыс. рабочих мест — в лесной отрасли, 3,5 тыс. человек — в нефтедобыче. Численность населения в зоне действия будущего транспортного коридора по восточному склону Уральского хребта увеличится почти на 150 тыс. человек.

Реализация социальных программ, в том числе, качественное улучшение транспортной доступности для жителей удаленных, труднодоступных территорий Крайнего Севера.

Освоение природных ресурсов Полярного и Приполярного Урала внесёт свой вклад в развитие экономики Уральского федерального округа и увеличение его доли в ВВП страны; во многом решит проблемы обеспечения промышленности России и Урала отечественным высококачественным сырьем. Реализация проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» усилит конкурентные преимущества промышленности России. Снимет целый ряд угроз национальной безопасности страны.