Транспортный блок
Изначально, в соответствии с подпрограммой «Железнодорожный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015)» инвестиционный проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» предусматривал реализацию комплекса мероприятий по:
— строительству ж..д. «Салехард – Надым»;
— строительству ж..д. «Полуночная – Обская – Салехард»;
— строительству мостового перехода через р. Обь в районе г. Салехарда .
После решения Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, от 17.11.2007 г. об одобрении проекта и выделении средств из ИФ на финансирование, была разработана и согласована в Главгосэкспертизе проектная документация на
— ж.д. линию «Салехард – Надым»;
— ж.д. линию «Полуночное – Обская – Салехард»
— мостовой переход через р. Обь в районе г. Салехарда.
В соответствии с межрегиональной программой «Сотрудничество» разработана и согласована в Главгосэкспертизе проектная документация на мостовой переход через р. Надым.
Однако, ввиду того, что в результате проведенных геологоразведочных работ на территории Северного, Приполярного и Полярного Урала, прогнозные объемы полезных ископаемых, которые должны были дополнить грузовую базу на участке Полуночное – Обская, подтверждены не были; финансирование «Комплексного плана по развитию минерально-сырьевой базы «Урал Промышленный – Урал Полярный» на 2010-2015гг» было приостановлено.
В целях оптимизации расходования средств федерального бюджета при учете отсутствия инвестиционной составляющей в тарифы на грузовые железнодорожные перевозки и отсутствия источника финансирования мероприятия «Строительство железнодорожной линии «Полуночная – Обская – Салехард», выработан вариант реализации мероприятий, указанных выше, без учета строительства железнодорожной линии «Полуночная – Обская – Салехард» с образованием Северного широтного хода (Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой — Коротчаево).
Суть проекта
Развитие железнодорожной магистрали Северный широтный ход Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево
Северный широтный ход соединит Северную железную дорогу ОАО «РЖД» в районе станции Обская со Свердловской железной дорогой ОАО «РЖД» в районе станции Коротчаево, обеспечив кратчайший транзит углеводородных грузов в западном направлении и грузов, необходимых для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений, в восточном направлении
Общая протяженность железнодорожных путей Северного широтного хода – 700 км,в том числе:
строительство новых путей – 390 км;
усиление (достройка) существующих путей – более 300 км;
строительство двух крупных мостов через реку Обь и реку Надым – 3,7 км
Состав проекта
Обской транспортный узел, включая:
— усиление (достройку) узловой станции Обская-2;
— выделение из проектной документации железнодорожной линии Полуночное – Обская – Салехард и строительство ж/д участков от станции Обская-2 до левого подхода к мосту через р. Обь и от правого подхода к мосту через р. Обь до ст. Салехард;
— строительство моста через р. Обь в районе г. Салехарда.
Строительство железнодорожной линии Салехард – Надым;
Строительство моста через р. Надым;
Усиление (достройка) железнодорожного участка Надым – Пангоды;
Усиление (достройка) железнодорожного участка Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево.
Ключевые решения
- Разработана проектная документация строительства: железнодорожных линий Полуночное – Обская – Салехард и Салехард – Надым, мостов через реку Обь в районе города Салехарда и через реку Надым, на всю проектную документацию получены положительные заключения государственной экспертизы
- В условиях бюджетных ограничений и с целью оптимизации расходования средств федерального бюджета Корпорацией выработан вариант реализации проекта без учета строительства железнодорожной линии Полуночное – Обская – Салехард с образованием Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево
- Совместной рабочей группой Корпорация – Росжелдор – ОАО «Газпром» – ОАО «РЖД» – ОАО «Ленгипротранс» выбрана оптимальная схема примыкания Северного широтного хода к путям общего пользования Северной железной дороги – Развитие транспортного узла станции Обская
- Определена организационно-правовая структура проекта – в ноябре 2010 г. заключено пятистороннее Соглашение о намерениях между участниками проекта: Росжелдором, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», Корпорацией
Участники проекта
Для реализации проекта создается специальная проектная компания (СПК) на базе существующего ОАО «Ямальская железнодорожная компания», осуществляющего перевозки на участках железной дороги Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и Новый Уренгой – Ямбург.
Участники проекта – Корпорация, ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром» – передают СПК активы, необходимые для реализации проекта, в обмен на долю в уставном капитале. Активы Ямало-Ненецкого автономного округа передаются в СПК через транзитный взнос в уставный капитал Корпорации.
Грузопоток
Эффективность проекта
По оценке PricewaterhouseCoopers
Коммерческая эффективность
- положительная чистая приведенная стоимость (NPV) – 3,8 млрд. руб.;
- приемлемая для инфраструктурного проекта внутренняя норма доходности (IRR) – 12%;
- приемлемый для инфраструктурного проекта простой (недисконтированный) срок окупаемости – 13,8 года;
- положительная чистая прибыль и положительный операционный денежный поток в 1-м году эксплуатационной фазы Проекта.
Бюджетная и социальная эффективность
- общий объем поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды за период 2011 – 2025 гг. – 42,5 млрд. руб.;
- создание новых рабочих мест при строительстве и эксплуатации железной дороги (700 рабочих мест при эксплуатации дороги);
- формирование транспортной инфраструктуры в регионе, содействие в повышении грузооборота, мобильности населения;
- стимулирование дальнейшего геологического изучения и развития месторождений полезных ископаемых в регионе.
Перспективы развития
Перспективными направлениями развития Северного широтного хода остаются развитие железной дороги Обская – Бованенково – Карская до мыса Харасавэй и строительство железной дороги Коротчаево – Игарка – Дудинка с выходом на Норильск