07 февраля 2017

Политическое руководство страны уделяет особое внимание развитию инфраструктуры российских регионов. О том, как решаются вопросы государственной политики в сфере инвестирования и реализации инфраструктурных проектов на Урале, главному редактору издания «ВВП» Сергею Ильину рассказывает руководитель АО «Корпорация Развития» Сергей НОВИЦКИЙ

— Сергей Николаевич, позвольте в самом начале нашей беседы напомнить нашим читателям, что «Корпорация Урал промышленный — Урал Полярный» (тогда компания называлась так) создавалась при поддержке полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе с целью синхронизации и управления процессами проекта «Урал промышленный — Урал Полярный», осуществление которого было инициировано Владимиром Путиным на совещании по вопросам развития Уральского федерального округа 16 мая 2005 года. Насколько я понимаю, за десять лет ситуация с взаимоотношениями «округ — корпорация» принципиально не изменилась?
— Именно так: корпорация создана Уральским федеральным округом. Что такое Уральский федеральный округ? Это шесть субъектов Российской Федерации: ХМАО, ЯНАО, Тюменская, Челябинская, Свердловская и Курганская области. Акционерами корпорации являются ХМАО, ЯНАО, Тюменская область, Челябинская область, Свердловская область, а также немецкая фирма DB International GmbH (это немецкая железнодорожная компания). Основная задача корпорации — строительство объектов в Уральском федеральном округе: в основном (по степени загруженности) работы ведутся в Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе и в Тюменской области.
При образовании корпорации полпред президента в УрФО определил круг стоящих перед нею задач. Это строительство серьезных объектов энергетики, инфраструктуры, железнодорожных линий, автомобильных дорог. Один из самых значимых проектов корпорации, под который она, по большому счету, и была создана, — строительство Северного широтного хода. Что такое Северный широтный ход? Это железнодорожная линия Салехард — Надым протяженностью 355 километров. Это два внеклассных моста — совмещенный железнодорожно-автомобильный мост через Обь в районе Салехарда и мост через реку Надым, тоже железнодорожно-автомобильный. На сегодняшний день корпорация обладает проектной и рабочей документацией, а также положительным заключением экспертизы проекта по Северному широтному ходу (другое название проекта — железнодорожная линия Салехард — Надым). На сегодняшний день уже построена автодорожная часть надымского моста, 12 сентября там состоялось торжественное открытие, на котором присутствовал полпред президента Игорь Рюрикович Холманских, главы регионов и, конечно, жители города Надыма.
Радость надымчан неудивительна: до этого дня два берега реки связывала только понтонная переправа. Прекрасно их понимаю как человек, сам много лет проработавший на Севере: до 1991 года был управляющим трестом «Уренгойгазжилстрой».

— Судя по вашей биографии, вы практически всю жизнь занимались строительством…
— Наверное, можно сказать и так. После службы в армии я по комсомольской путевке поехал на строительство завода «КамАЗ». Проработал там с 1972 по 1975 годы, затем был откомандирован на такую же ударную стройку «Атоммаш» в Волгодонске, где проработал 7 лет — от старшего прораба до главного инженера строительно-монтажного управления. А в 1981 году меня пригласили на работу на Крайний Север. Первоначально — в трест «Мегионнефтепромстрой» (обустройство нефтяных и залежных месторождений в городе Мегионе). Затем перевели в город Ноябрьск начальником СМУ. А потом приказом Миннефтегазстроя был назначен управляющим трестом «Уренгойгазжилстрой». В Уренгой я приехал в 1989 году, принял там трест. Строили жилье, детские сады, инфраструктурные объекты. Можно сказать, половина города Новый Уренгой была построена трестом.
И вот теперь — опять Север. Нужно понимать, что проект Северного широтного хода тесно увязан с деятельностью РЖД, так что опыт работы там сильно помогает. Мы проводим совместные совещания, обмениваемся мнениями и принимаем решения, находим общий язык. Я вообще считаю, что одна из основных моих задач — чтобы «Корпорация Развития» могла работать в тесном контакте со всеми заинтересованными структурами.

— Северный широтный ход делается, грубо говоря, по широте — то есть по параллели. Но ведь изначально сама идеология корпорации предполагала макрорегиональныи проект территориального развития для связи промышленных регионов юга УрФО и сырьедобывающих регионов севера. Вот в этом направлении (если угодно, «по меридиану») что-то делается, или просто изменилась сама идеология проекта?
— Разумеется: корпорация изначально и называлась «Урал промышленный — Урал Полярный», так же назывался и проект, инициированный Владимиром Путиным. И частью этого проекта, наряду с Северным широтным ходом, изначально была железнодорожная линия «Полуночное — Обская-2», именно направление «север — юг», о котором вы говорите. Вдоль Уральского хребта протяженность этой железнодорожной линии — 800 км. Имеется вся документация, она находится в базе единой группы заказчика в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта. Предполагалось, что с вводом этой дороги по всей ее протяженности будут разрабатываться месторождения полезных ископаемых. Согласно геологоразведочным данным, там огромные залежи цветных металлов, целая таблица Менделеева. Проект был выполнен именно под добычу полезных ископаемых, на этом базировалось его технико-экономическое обоснование.
Понятно, что сейчас кризис, проблемы с инвестициями, и сейчас «Полуночное — Обская-2» финансирования не получает. Но сам этот проект есть, и он правильный. Поверьте опыту человека, который работал начальником департамента в РЖД: там, где есть дорога, — там есть жизнь, и на выходе этот проект обязательно станет прибыльным.

— Строительством железных дорог деятельность «Корпорации Развития» не исчерпывается. На заседании Наблюдательного совета 25 ноября значительное внимание уделялось строительству инфраструктуры вдоль объектов Транснефти.
— Да, у нас есть соглашение о строительстве инфраструктурных объектов для Транснефти. Участники этого соглашения — ХМАО, ЯНАО, Тюменская область, мы и Транснефть, которая выступает основным инвестором. Сначала был первый этап, «Пурпе —Самотлор», а теперь второй, «Заполярье — Пурпе». По объектам «Заполярье — Пурпе» мы ввели в строй для нефтяников два 48-квартирных дома, построили газовую котельную в Коротчаеве (это под Новым Уренгоем) — мощную, самую суперсовременную. Подвели газопровод, построили в микрорайоне все инженерные сети. Теперь в Коротчаеве есть сети отопления, есть вода и тепло, строим очистные сооружения; будем строить жилье, детские сады и т. д. В 2017 году, согласно проекту, в Коротчаеве будут введены в строй детский сад на 240 мест и спортивно-оздоровительный комплекс на 700 мест. Там же, в районе Коротчаева, намечено строительство автомобильного моста через реку Пур. Разработана проектная документация, получено положительное заключение.
В Новом Уренгое мы построим 168-квартирный дом, девятиэтажный, тоже будем его вводить в 2017 году. В декабре объявляем тендер на строительство полигона твердых бытовых отходов в Тазовском районе (ЯНАО). В этом же районе запускаем проект по строительству рыбзавода, это тоже социально значимо. Тазовский район — это самый нефтегазодобывающий район. Все перечисленные объекты расположены в ЯНАО, и хочу особо отметить, что при их строительстве очень здорово помогает и администрация округа — лично губернатор Дмитрий Николаевич Кобылкин, его замы, главы администраций городов. То есть все вопросы согласования, земельные вопросы решаются очень быстро и без проволочек, надо отдать должное.

— А какие проекты корпорация реализует в других регионах Уральского федерального округа?
— Самый крупный и амбициозный проект — реконструкция ОАО «Полярный кварц» в Ханты-Мансийске (ХМАО). Там есть лицензия на месторождение особо чистого кварца, это очень серьезный объект. Сегодня в основном продукцию из кварца производят американцы, но с учетом санкций жизненно необходимо импортозамещение. Сейчас мы, можно сказать, реанимируем этот проект, хотим применить там новейшие плазменные технологии, позволяющие получать из этого кварца целый ряд компонентов, которые можно применять и в металлургии, и в оборонной промышленности, и в других областях. Этому проекту придает большое значение губернатор ХМАО Наталья Владимировна Комарова.
Идут подготовительные работы по значимым проектам и в других регионах округа. В частности, в Тюменской области, где проработке этих проектов уделяет большое внимание глава субъекта Федерации Владимир Владимирович Якушев.

— Работа корпорации по определению увязана с деятельностью федеральных министерств и ведомств, госкорпораций, субъектов Федерации. Очень непростая логистическая, управленческая ситуация. Как удается решать возникающие проблемы?
— Конечно, налицо логистические сложности. Но есть и наработанные процедуры. Наша корпорация находится под руководством полпредства, лично полпреда Игоря Рюриковича Холманских. В корпорации есть Наблюдательный совет, в котором мы работаем в тесном контакте с полпредством, проводим совещания по всем вопросам. Выезжаем на места, работаем с губернаторами, с заместителями губернаторов, с городами и районами (к примеру, Новый Уренгой, Коротчаево, Надым, Тазовский район). Постоянно проводим совещания с Транснефтью. Работаем, если кратко.

— К прежним руководителям «Корпорации Развития» не раз возникали серьезные и не очень приятные вопросы. С чем это связано, и как предполагается не допускать подобного в будущем?
— В своей трудовой деятельности мне пришлось немало поработать руководителем, первым лицом. Думаю, было бы не вполне корректно давать оценку работы бывших руководителей, но хочу сказать следующее. Для того чтобы были какие-то результаты, должна быть очень слаженная команда, нацеленная на дело. Сейчас я такую команду формирую, это те люди, которые проверены в работе, это прекрасные специалисты, Мое мнение — и заместителей, и специалистов нужно просто брать по профессиональному признаку. Если такая команда существует, то она будет выполнять все задачи, даже с учетом нынешней непростой ситуации.

— Но ведь результатом деятельности прежних руководителей корпорации стала и приостановка работ по ряду проектов, и с этим надо что-то делать. К примеру, ТЭС «Полярная»…
— По «Полярной», естественно, проблемы есть. Проект начал реализовываться еще в 2011 году. Это тепловая электростанция мощностью 268 мегаватт, 41 гигакалория тепла. То есть объект, очень значимый для Салехарда. Была разработана проектная документация, начато строительство. В 2013 году стройку остановили; я считаю, что это было ошибкой. В результате этой остановки прекратилось финансирование объекта, и сейчас я предпринимаю все усилия, чтобы этот проект реанимировать.

— Очевидно, это относится и к другим проектам корпорации, которые оказались лишенными финансирования при прежних руководителях? Тоже будете пытаться реанимировать?
— Вы абсолютно правы, этим я сейчас занимаюсь. Вот буквально перед нашей с вами беседой состоялась встреча с нашими чешскими товарищами: ведь финансирование этих проектов шло через Чешский экспортный банк. Проговаривали вопросы о том, каким образом продолжать эти проекты, возобновлять строительство. Это была первая встреча после моего прихода на должность руководителя, и мы уже начинаем находить по этому вопросу взаимопонимание. Выбор ведь важный: или зарыть 12 с половиной миллиардов рублей в землю, или вложить еще и достроить этот объект, сдать его в эксплуатацию.
Так что моя задача — постараться возобновить строительство тех объектов, которые были приостановлены. Поэтому провожу совещания,
встречаюсь с инвесторами, контактирую с Российскими железными дорогами — учитывая, что я там работал, мне проще это делать. То есть время непростое, но я считаю, что, когда есть целеустремленная команда, которая направлена на решение дела, все должно получиться.

— Как я понимаю, ведутся переговоры и с федеральными министерствами и ведомствами, не говоря уже о постпредстве президента и губернаторах. То есть все эти управленческие, логистические связи, о которых мы с вами говорили, за последнее время в силу понятных причин ослабли. Пришло время, так сказать, собирать камни?
— Абсолютно верно, мы сейчас этим и занимаемся. Работаем с Минпромторгом, прорабатываем вопрос ТЭС «Полярная» с Минэнерго, ведем работу с Российскими железными дорогами, с Транснефтью и, разумеется, с нашими регионами, нашими акционерами — ХМАО, ЯНАО, Тюменью. Я посылаю сейчас в командировку наших представителей для решения технических вопросов, финансовых вопросов: восстанавливаем, будем так говорить, утраченные связи.

— И есть надежда восстановить все эти связи в кратчайшие сроки? Потому что нужно признать, что «стадия распада» продолжалась достаточно долго.
— Долго. Но моя задача не в том, чтобы искать, что там не то и не так делало прежнее руководство. У меня на это банально нет времени: очень много реальной работы. Моя задача — принять корпорацию в том виде, в котором она есть, и нацелить весь коллектив на выполнение новых задач. Мы должны прежде всего восстановить имидж корпорации, восстановить все связи. И самое главное — нужно сформировать коллектив, который способен решать эти задачи. Вот этим я сейчас и занимаюсь.

Сергей Николаевич НОВИЦКИЙ

С декабря 2016 года — руководитель АО «Корпорация Развития».

2013-2016 гг. — заместитель Генерального директора АО «Корпорация Развития».

2010-2013 гг. — заместитель Генерального директора ЗАО «Ямалгазинвест» ОАО «Газпром» по работе с территориальными управлениями и координации строительства.

2008-2010 гг. — начальник Регионального производственного управления ООО «Газпром инвест Восток» ОАО «Газпром» в Иркутске, а затем в Хабаровске. Реализация проекта магистрального газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток».

2002-2005 гг. — начальник Департамента капитального строительства и эксплуатации объектов Министерства путей сообщения РФ (ОАО «РЖД»).

1995-2002 гг. — начальник Управления капитального строительства ООО «Мострансгаз» ОАО «Газпром».

1991-1995 гг. — Вице-президент концерна «Градостроитель»-управляющий трестом, затем Генеральный директор ОАО «Орелградостроитель». Строительство объектов по Чернобыльской программе.

1981-1991 гг. — начальник СМУ на строительстве объектов нефтегазового комплекса в Западной Сибири; управ­ляющий треста «Уренгойгазжилстрой» Миннефтегазстроя СССР.

1972-1981 гг. — главный инженер СМУ. Строительство завода «КамАЗ», автозавода «Атоммаш».

1969-1972 гг. — служба в рядах Советской Армии. Строительство автодороги стратегического значения «Чита — Улан-Удэ — Петровск-Забайкальский». Службу проходил в должности начальника участка.

1968-1969гг. — мастер ДСУ г. Тамбова. Строительство автодорог и мостов.

В 2000 году принимал участие в работе предвыборного штаба В.В. Путина на выборах Президента Российской Федерации (заместитель начальника штаба от ООО «Мострансгаз»). В 2012 году возглавил от ЗАО «Ямалгазинвест» работу по организации и проведению выборов Президента Российской Федерации на подведомственных объектах строительства.

Автор Сергей Ильин.

Источник журнал ВВП (Валовой Внутренний Продукт) №5 (101) 2016